На днях прочитал статью доктора политологии, старшего научного
сотрудника Академии наук Молдовы, преподавателя Молдавского ГУ, Николая Цвяткова,
«Я говорю по-румынски», опубликованную 11
февраля 2013 года на http://enews.md/articles/view/3276/
.
«Вопрос языка в нашем обществе сложный и противоречивый, да еще и
постоянно окрашен агрессивными эмоциями, - пишет в статье Николай. - Хочу поделиться своим опытом освоения
румынского языка в Молдове. Сразу оговорюсь, изучение румынского языка в
молдавских учебных заведениях не отрицает существования молдавского языка, а
ограничивает сферу его применения и возможности развития. Выяснять отношения
между румынским и молдавским языками – не цель моей статьи. Об этом, в другой
раз».
Если я правильно понял, по мнению этого учёного, изучение румынского
языка, ограничивает сферу применения и
возможности развития молдавского языка. В таком случае непонятно, почему у нас
в качестве государственного, используется язык, ограничивающий сферу применения
и развития молдавского языка? Неужели с
целью укрепления нашей государственности и можно ли, в таком случае, её
называть молдавской?
Во времена СССР широкой известностью, так сказать в узких кругах,
пользовалась песня «Товарищ Сталин, Вы
большой учёный», в которой утверждалось, что этот политический деятель знал толк в языкознании. Не стремится ли
Николай к учёной степени в области политологии прибавить такую же степень в области языкознания?
Так как отношение между румынским и молдавским языком меня интересуют
уже хотя бы потому, что молдавского языка не существует (Молдова – название реки
и территории, по которой она протекает, а не народа), я решил найти обещанную
статью и ввёл в поисковик имя этого учёного. Указанной статьи я не нашёл, но
нашёл блог Николая Цвяткова «Человек сложной национальности» от Николеты
Есиненку», опубликованный на АВА МД 28 января 2012 года.
«В нынешней Молдове все так смешалось, что теперь, как в настоящем
винегрете сложно найти чистый горошек, так и найти чистую, этнически
«незапятнанную» кровь практически невозможно. На благословенной молдавской
земле проживают разные этносы, разные диаспоры и совершенно невозможное для
других регионов смешение тех и других, которые по своим судьбам, взглядам,
привычкам, устремлениям настолько отличаются друг от друга, что порой создается
стойкое впечатление, что эти люди из совершенно разных стран, с совершенно
разной исторической и культурологической основой» - пишет в блоге Николай.
Можно ли найти чистый горошек в настоящем и ненастоящем винегрете я не
знаю, но что значит найти чистую,
этнически «незапятнанную» кровь? Желая сложить о Николае более полное мнение, я
зашёл на сайт Николай Цвятков - Ok https://ok.ru/profile/138574157111
и в разделе «полезные советы» нашёл статью, «Какая у вас группа крови – такой и
характер» из чего можно сделать вывод, Николая интересует всё, что связано с кровью.
В таком случае вопрос, что значит
«запятнать» кровь этнически, даже не
напрашивается, а вопит благим матом. Насколько мне известно, о людях, родители
которых относятся к разным этносам, принято говорить, что у них смешанная
кровь. Если именно это имел в виду Николай, значит ли это, что он сам не из
чистокровных болгар? В таком случае, почему в статье «Я говорю по-румынски», он
пишет, что родился в болгарской семье?
По поводу благословенной молдавской земли, на которой проживают разные
этносы и диаспоры. Вообще-то, Николай как доктор политологии, как старший
научный сотрудник Академии наук Молдовы,
как преподаватель Молдавского ГУ, как человек, владеющий румынским языком должен знать, что
«молдавской землёй» является территория
Румынии, расположенная между реками Прут
и Серет, по которой течёт река Молдова, давшая название этой территории, а
территория, на которой расположено наше государство, с древнейших времён
называлась Бессарабией.
Если всё же Николай имеет в виду территорию не Молдовы, а нашей страны,
то есть Бессарабии, то поли этничность (много народность) населения нашей страны объясняется
тем, что с 1503 по 1812 годы эта территория входила в состав Османской империи
и была заселена татарами-ногайцами. В
1812 году в результате многочисленных русско-турецкий войн Бессарабия вошла в
состав Российской империи. Татары-ногайцы отсюда были выселены и на их место
приглашены колонисты в основном из близлежащих православных княжеств. В том
числе румыны, болгары и т.д.
«Ну КАК в нашей стране можно определить твою национальную
принадлежность? Насколько это вообще возможно в рамках всего молдавского
общества? – задаётся вопросом этот учёный. - Разные семьи, судьбы, фамилии. Вот
я, в России – молдаванин, в Болгарии – русский, а в Молдове – болгарин. Кто
прав? Может я сам в ответе за свою идентичность? И никто не вправе нести свою
спорную «историческую правду» соседу, брату, коллеге по работе. Все заложено не
нами, все происходило в прошлом, а прошлое нельзя, как бы ни хотелось,
отрицать, а тем более изменить. Хотя бы, для того, чтобы не повторять ошибок в
будущем, нужно знать историю своей страны, что бы понимать и осознавать
происходящее, а не винить огульно всех, то русских, то румын, то американцев в
нашей тяжелой доле».
Судя по прочитанному, этому учёному нельзя задать вопрос: ху из мистер Цвятков?,
потому что Николай не знает на него ответа. Если рядовые граждане
нашего государства, особенно русскоязычные молдоване, не в состоянии определить
свою национальную принадлежность, то это плохо, хотя и объяснимо. Дело в том,
что под термином национальность в советском союзе и в современном русском языке
принято понимать принадлежность к определённой этнической общности, то есть к
этносу (народу). В большинстве же современных европейских языков соответствующий
термин (например, английское nationality) в официальных документах обозначает
государственную принадлежность — гражданство или подданство. А из этого
следует, что все граждане Молдовы по национальности являются молдованами, и
доктору политологии, старшему
научному сотруднику Академии наук
Молдовы, преподавателю Молдавского ГУ не знать этого, должно быть стыдно, уже хотя бы потому, что он
знаком с термином «этнос».
По поводу «Вот я, в России – молдаванин, в Болгарии – русский, а в
Молдове – болгарин. Кто прав?». Судя по этому предложению, Николаю непонятно,
почему в России он молдаванин, в Болгарии – русский, а в нашей стране –
болгарин. Так вот, с этим всё очень просто, в России он молдаванин по
национальности, то есть как гражданин Республики Молдова. У нас он болгарин по
этнической принадлежности, то есть – по происхождению, и делим мы себя
(граждане РМ) по этническому признаку именно потому, что все по национальности являемся
молдованами. Что здесь не
понятного? Цвятков – молдованин болгарского происхождения. Плахотнюк - молдованин украинского происхождения. Додон
– молдованин румынского происхождения. А вот этнических молдован, а значит и
государство образующего этноса у нас не существует,
потому что Молдова, как я писал выше, не
название этноса (народа), а название реки, давшей название территории, по
которой она протекает и в средние века княжеству, которое в 1859 объединилось с
Валахией, в результате чего в 1861 году была образована Румыния.
Считают ли в Болгарии Николая русским, я не знаю, вполне вероятно, что
это он написал для красного словца. Если это действительно так, то в Болгарии
Цвяткова могут считать русским, как жителя территории некогда входившей в
состав Российской империи. Кстати, по этой же причине всех граждан СССР за
рубежом считали русскими.
По поводу «Может я сам в ответе за свою идентичность?». Если исходить
из того, что под идентичностью принято понимать свойство психики человека в
концентрированном виде выражать для него то, как он представляет себе свою
принадлежность к различным социальным, экономическим, национальным, профессиональным,
языковым, политическим и т.д. группам или иным общностям, то не всегда. Если иметь
в виду этническую идентичность, то она
зависит от родителей. Если национальную, то она зависит от гражданства и её
можно изменить, отказавшись от гражданства Республики Молдова, и получив
гражданство другого государства. Если Николаю надоест преподавать в ГУ и он
пойдёт торговать на рынок, то он поменяет свою преподавательскую идентичность
на идентичность продавца на рынке и т.п.
Комментариев нет:
Отправить комментарий