03 мая 2018 года на https://www.kp.md/daily/26825.7/3863644/
была опубликована заметка Дмитрия Кобзаря « Злые языки: Как упертые
жители Молдовы окончательно превратили в клоунаду языковой вопрос в стране».
Как пишет Дмитрий: «Сейчас вся
Молдова гудит из-за недавнего лингвистического спора — назовем его так - между
молдавским депутатом и журналисткой. Последняя задавала вопросы на румынском,
народная избранница просила говорить с ней на русском, потому, что говорит на
государственном плохо. Никто не пошел друг другу на уступки. И общество
разделилось на два лагеря...»
Лингви́стика (от лат.
lingua — язык) - языкозна́ние,
языкове́дение. В связи с этим вопрос:
можно ли назвать лингвистическим спором вопрос журналистки, заданный на румынском языке, и
просьбу депутата говорить с ней на русском языке? Лингвистическим точно нет.
Спор - словесное
состязание, обсуждение чего-нибудь, в котором каждый отстаивает своё мнение,
свою правоту. Доказывали ли свою правоту журналистка и депутат? Вроде как нет.
В таком случае, причём здесь спор?
Сканда́л — получивший
широкое публичное освещение инцидент, связанный с заявлениями о
правонарушениях, позорных или аморальных проступках.
Очевидно, что журналистку не интересовал ответ на свой вопрос, и что
она просто хотела уличить депутатку в
незнании румынского языка. Поэтому этот инцидент правильнее было бы назвать не
лингвистическим спором, а фабрикацией
журналисткой скандала.
«Прежде всего, я начну с того,
что я вообще не поддерживаю языковую принципиальность, - заявляет Кобзарь - Да,
русский язык — это язык межнационального общения, но это не повод не учить
государственный. И наоборот — румыноязычное население не должно усердствовать в
своей правоте, педалируя свой статус национального большинства — страна у нас
мультикультурная, со своими особенностями, и это следует уважать».
Согласно статье 3 Закона № 3465 от 01.09.1989 «О функционировании
языков на территории Молдавской ССР» русский
язык как язык межнационального общения в СССР
используется на территории республики наряду с
молдавским языком как язык
межнационального общения, что обеспечивает осуществление реального
национально-русского и русско-национального двуязычия.
Республика Молдова является
членом Организации Объединённых Наций, а из этого следует, что нация – это государство. СССР был союзом
республик (государств, наций) поэтому в СССР русский язык и был языком
межнационального (межреспубликанского) общения. Республика Молдова не является
союзом республик, поэтому у нас и русский и румынский языки не могут быть языками межнационального общения.
По поводу румыноязычного населения педалирующего статус национального
большинства. Если нация – государство,
то национальность – принадлежность к государству, то есть гражданство,
следовательно, все граждане Республики Молдова по национальности являются
молдованами. Поэтому не понятно, о каком национальном большинстве пишет
Дмитрий.
Если под национальным большинством Кобзарь имеет в виду этническое большинство, то есть исторически сложившуюся устойчивую совокупность людей объединённых общими
объективными либо субъективными признаками, в которые различные авторы включают
происхождение, единый язык,
культуру, хозяйство, территорию проживания, самосознание, внешний вид,
менталитет и другое, то отсутствие молдавского языка свидетельствует и об
отсутствии молдавского (государство образующего, по мнению Дмитрия -
национального) этноса. Согласно переписи населения 2014 года доля людей,
считающих себя румынами, выросла с 2,0% до 7,0%. Судя по фамилиям, румын среди
нас не 7, а процентов 35-40, поэтому этнические румыны не являются этническим большинством нашей нации.
Как известно, 26 июня 1940 года Молотов вручил румынскому послу в
Москве Георге Давидеску заявление советского правительства, в котором
говорилось: «В 1918 году Румыния, пользуясь военной слабостью России,
насильственно отторгла от Советского Союза (России) часть его территории —
Бессарабию — и тем нарушила вековое единство Бессарабии, населенной главным
образом украинцами, с Украинской Советской Республикой. Советский Союз никогда
не мирился с фактом насильственного отторжения Бессарабии…». Куда же делись
бессарабские украинцы? А их записали в «молдаван». Отсюда и «молдаване» с
фамилиями: Плахотнюк, Степанюк,
Киринчук, Снегур, Лучинский, Долган, Главан,
Вовк, Павличенко, Гонца, Гонтя (правильно – Гонта), Солтыс и т.д. Также
в «молдаван» были записаны румыны, и владеющие румынским языком русские, сербы,
греки, поляки и т.д.
Кобза́рь (укр. кобзар)-украинский
народный певец, представитель эпического жанра.
«страна у нас мультикультурная» - повествует дальше «знаток» нашего
эпоса. Если под культурой понимать практическую реализацию общечеловеческих и
духовных ценностей, то молдоване (граждане Республики Молдова) в массе своей
постсоветские православные христиане,
поэтому говорить о мультикультуре у нас тоже, мягко выражаясь, оснований нет. Мы не мультикультурная, а много
народная (полиэтническая) страна, а это, как говорят наши соседи, две большие
разницы.
И на основании написанного, Дмитрий делает вывод: «Неправы все — и
русскоязычное население, и национальное большинство».
Как я писал выше, Республика Молдова является нацией, а все граждане
этой нации, по национальности являются молдованами. Поэтому кобзари
«Комсомольской правды», деля нашу нацию на русскоязычное население и национальное большинство, делят нас на
людей первого и второго сорта. Почему кобзари? Потому что подобного рода заметки эта «правда» публикует периодически.
Так кто же всё-таки неправ, русскоязычное население, национальное
большинство или комсомольские кобзари, выгораживающие скандальных журналистов и
помогающие власти нас разделять и обворовывать?
Кстати, сможет ли эта «правда» объяснить русскоязычным молдованам, почему они,
граждане нации созданной СССР (Россией) на российской земле, должна говорить не на русском, а на румынском
языке?
И ещё, 11.08.2018 года на https://www.kp.md/daily/26867.7/3909341/
была опубликована заметка Павла Мунтян «Страна
дураков: Почему в Молдове из людей всегда пытаются сделать идиотов». И
действительно, почему?
Комментариев нет:
Отправить комментарий