среда, 23 мая 2018 г.

Куда же делись бессарабские украинцы?

12 мая 2018 года на http://www.vedomosti.md/news/12-faktov-ob-istorii-interdvizheniya-ot-zuraba-todua  была опубликована статья подготовленная Мариной Тимотиной «12 фактов об истории Интердвижения от Зураба Тодуа». Как следует из статьи:  «Вышла в свет книга «Битва за Молдову»: «Государственники и унионисты на рубеже ХХ –ХХI вв.». Это часть трилогии «Битва за Молдову». Автор - историк, политолог, специалист  по проблемам постсоветского пространства, экс-депутат парламента, известный журналист Зураб Тодуа. Интересный, насыщенный фактами, поданный просто и доступно материал сделал книгу своего рода учебником новейшей истории нашей страны.
В первой части рассказывается о событиях конца 80-х-начала 90-х годов, поднимаются проблемы молдавской национальной идентичности, уделено внимание румынскому фактору в истории унионистского движения и развитию движения государственников. Вторая часть посвящена событиям 7 апреля 2009 года, третья - событиям 2010-2016 годов и «сползанию ПКРМ на обочину политического процесса».
 Интердвижение возникло как реакция на создание 3 июня 1988 года в Кишиневе в здании союза писателей МССР Демократического движения в поддержку перестройки, чья деятельность была направлена против Союзного государства…
Самым слабым местом в деятельности ИД была идеологическая платформа. Руководство оперировало привычными лозунгами борьбы за «национальное равноправие», «идеалы социализма и интернационализма», верности заветам «ленинской национальной политики», что приводило к ассоциациям с самыми консервативными силами в СССР».
«Жираф большой – ему видней»  - пел в песне «В желтой жаркой Африке…» В.С. Высоцкий, поэтому об идеологии Интердвижения с автором книги спорить не буду. По поводу простоты и доступности поданного в книге материала:  В  сказке  М.Е. Салтыкова-Щедрина  «Карась-идеалист» есть фраза «простота хуже воровства».   Не знаю, что под доступностью поданного материала имел в виду автор  статьи, но простота  указанных материалов явно из той, которая хуже воровства.
Так как  лидером  Интердвижения, 12 фактам  истории которого  посвящена  книга, был избран профессор, заведующий кафедрой исторического факультета Кишиневского госуниверситета Анатолий Лисецкий, а автором книги является  доктор исторических наук, политолог, специалист  по проблемам постсоветского пространства, экс-депутат парламента, известный журналист Зураб Тодуа, то простоту статьи и книги можно объяснить  словами «Товарищи ученые, доценты с кандидатами! Замучились вы с иксами, запутались в нулях» из песни В.С. Высоцкого «Товарищи учёные».  Правда наши учёные  историки Лисецкий, Тодуа и иже запутались не в нулях, а в термине «нация», но сути это не меняет, так как эта путаница и является той самой простотой, которая   хуже воровства.
Итак, согласно статье, в первой части книги «Битва за Молдову» рассказывается о событиях конца 80-х-начала 90-х годов, поднимаются проблемы молдавской национальной идентичности, и  Интердвижения.       Так как Интердвижение возникло как реакция на создание 3 июня 1988 года в Кишиневе в здании союза писателей МССР Демократического движения в поддержку перестройки (ДДПП), чья деятельность была направлена против Союзного государства, думаю, не ошибусь, если предположу, что Интердвижением оно было названо по аналогии с Социнтерном (Социалистическим интернационалом) – правопреемником Второго интернационала. Но являлось ли оно интернациональным как Социнтерн?
Интернационал слово французское состоящее из двух латинских слов:  inter — между и natio — нация, что значит – межнациональный.
Как известно 2 марта 1992 года Республика Молдова стала членом Организации объединённых наций (ООН)  основанной  в 1945 году  для поддержания и укрепления международного мира и безопасности, развития сотрудничества между государствами, членами которой являются 193 государства. А из этого следует, что под нацией принято понимать – государство.
Являлось ли Интердвижение межгосударственной организацией? Конечно, нет. Почему же они себя так называли? На сайте «Нация» написано, что понятие «нация» не следует путать с понятием «национальность». И не следует путать потому, что, как следует из  сайта «Национальность»  — в современном русском языке это термин, обозначающий принадлежность человека к определённой этнической общности.  Следовательно, так называемое Интердвижение по факту являлось не интернациональным (межгосударственным), а межэтническим.
Этническая общность, согласно сайту  «Этнос»  - (греч. ἔθνος — народ) — исторически сложившаяся устойчивая совокупность людей, объединённых общими объективными либо субъективными признаками, в которые различные направления этнологии (этнографии) включают происхождение, единый язык, культуру, хозяйство, территорию проживания, самосознание, внешний вид, менталитет и другое, то есть совокупность людей состоящих в кровном родстве -  принадлежащих к одному роду. А из этого следует, что международные  – это не межгосударственные отношения, а межэтнические, то есть внутригосударственные.
Кстати, согласно сайту «Национальность»  в большинстве современных европейских языков соответствующий термин (например, английское nationality) в официальных документах обозначает государственную принадлежность — гражданство или подданство.
А теперь о проблеме молдавской национальной идентичности. Существует ли она? Если исходить из того, что нация -  это государство,  в нашем случае - Республика Молдова, а национальность – гражданство Республики Молдова, то все граждане нашего государства являются по национальности молдованами. Чем же вызвана проблема так называемой молдавской национальной идентичности?
А тем, что наши так называемые молдовенисты, к которым принадлежат наши якобы пророссийские партии, пытаются выдать часть граждан нашего государства, владеющих румынским языком, за этнических молдаван, которых никогда не существовало и не существует,  а румынский язык за молдавский, деля нас, таким образом,  на несуществующих этнических молдаван и не  молдаван.
Откуда же взялись так называемые молдаване, то есть молдавский этнос. А он был придуман руководством СССР. С какой целью? Как известно, территория, на которой находится наше государство, раньше называлась Бессарабией и входила в состав Российской империи. В 1918 году Румыния, воспользовавшись  гражданской войной в России, аннексировала эту территорию. В 1924 году руководством СССР на территории Украинской ССР была создана Молдавская Автономная Советская Социалистическая Республика (нынешняя Приднестровская Молдавская Республика). Почему она была названа молдавской, а не бессарабской. Наверное, потому, что Сталин решил отобрать у Румынии  не только Бессарабию, но и в качестве наказания Молдову, то есть территорию Румынии, расположенную между реками Прут и Серет.
Как известно, 26 июня 1940 года Молотов вручил румынскому послу в Москве Георге Давидеску заявление советского правительства, в котором говорилось: «В 1918 году Румыния, пользуясь военной слабостью России, насильственно отторгла от Советского Союза (Россия) часть его территории — Бессарабию — и тем нарушила вековое единство Бессарабии, населенной главным образом украинцами, с Украинской Советской Республикой. Советский Союз никогда не мирился с фактом насильственного отторжения Бессарабии…». Куда же делись бессарабские украинцы? А их записали в молдаван. Отсюда и молдаване с фамилиями:  Плахотнюк, Степанюк, Киринчук, Снегур, Вовк, Павличенко, Гонта (Гонца, Гонтя)  и т.д. Также в молдован были записаны этнические румыны (валахи), греки, венгры, русские и представители других этносов, населяющих Бессарабию, а румынский язык назван молдавским.
Как следует из статьи, 23 апреля 1989 года Интердвижение провело  митинг в легкоатлетическом манеже спорткомплекса «Молдова», главным  требованием которого было -  два государственных языка ...
Если я не ошибаюсь, в 2001 году  ПКРМ получила  абсолютное большинство мест в парламенте, пообещав придать русскому языку статус государственного. Почему же у нас русский язык до сих пор не является государственным, особенно учитывая, что наша нация (Республика Молдова) является правопреемницей Молдавской Советской Социалистической Республики, то   есть нации созданной СССР (Россией)?
19.05.2018 года на сайте http://www.vedomosti.md/news/budet-li-russkij-yazyk-okonchatelno-izgnan-iz-moldovy#comment_153015  была опубликована статья Сергея Ткача «Будет ли русский язык окончательно изгнан из Молдовы?». Согласно этой статье: « 29 мая Конституционный суд страны рассмотрит  требование депутатов-либералов отменить законы, регламентирующие статус русского языка как языка  межнационального общения…  Обращение либералов в КС с требованием отменить действующее языковое законодательство, безусловно, не является чем-то спонтанным. Депутаты, министры из партии Гимпу и сам лидер формирования используют любой повод и возможность для атаки на русский язык и Россию. И часто они пересекают грань разумного и допустимого. Характерный пример – оскорбительные высказывания в адрес русского народа со стороны Юрия Киринчука, исполнявшего в тот момент обязанности министра транспорта по квоте ЛП».
Прежде всего, если Юрий Киринчук является членом ЛП, то, как минимум, он считает себя не этническим украинцем, а этническим молдаванином, а то и румыном. И что самое смешное, никому это не кажется неестественным. Во-вторых, почему же так называемые либералы позволяют себе в нации, созданной Россией, требовать отмены законов регламентирующих статус русского языка как языка межнационального общения?  В-третьих, а на каком основании наше государство решает, на каком языке должны общаться между собой этносы, составляющие нашу нацию? Не на том ли, что доводы наших «учёных, доцентов с  кандидатами» «просты и доступны»? 

Комментариев нет:

Отправить комментарий